Древний стиль индийской живописи – мадхубани

В переводе слово мадхубани означает «медовый лес».

В древности, территория округа Мадхубани, входила в состав королевства Митхила в предгорье Гималаев. Этот вид живописи пришел из этого региона и практиковался он в Бихаре и Непале.

Митхила – место рождение царицы Ситы, поэтому, в необычных картинах, часто можно встретить сюжеты из эпоса «Рамаяна». Принято считать, что древнее искусство, возраст которого приблизительно 2500 лет, зародилось во временя «Рамаяны», а точнее, в тот момент, когда царь Джанака, попросил художников запечатлеть свадьбу пинца Замы и своей дочери – Ситы.

Картины, в этом стиле, обычно создавали женщины, на стенах и полах домов, во время церемоний, праздников или особых случаев. Знания передавались от поколения к поколению, т. е., от матери к дочери.

Мать обучала свою дочку, как надо изготавливать краски и рисовать.

О существовании этой живописи стало известно только в 1934 году. В это время. В Бихаре, произошло землетрясение, чтобы определить нанесенный урон, туда отправился британский колониальный офицер и совсем нечаянно наткнулся на картины, которые украшали внутренние стены домов.

Живопись мадхубани, создавали женщины Митхилы из каст каястхов, дусадхов и конечно же брахманов, которое в иерархии каст занимало самое высшее положение. Благодаря, существовавшей в те времена кастовой системе, искусство мадхубани имеет три основных стиля.

Брахманический стиль. Картины, принадлежащие к этому стилю, наполнены яркими красками и различными божествами, в живописи наблюдается религиозный мотив. Все это потому, что они имели свободный доступ к священным текстам, который помогал им с легкостью изображать религиозные и мифологические мотивы. Например, живопись мадхубани изображало рождение Кришны, а также, его игры, свадьбу Рамы и Ситы, богиню Дургу, и. т. п.

Второй стиль – кайстхи, и связан он с кастой каястхов. Эта каста в иерархии каст, находится сразу за брахманами. Стиль рисования этой касты, символизирует плодородие. Практиковался он в эпоху вторжения ариев и поэтому включал в себя мотивы. Которые символизировали продолжение рода.

Третий стиль связан с кастой дусадхи. В своем творчестве, эта каста не использовала религиозные мотивы. Их стилем было тату и годхана, а общепринятыми темами – животные и цветы. Со временем, исчезли социальные ограничения и тематические рамки, дусадхи стали рисовать и божества. Дусадхи, точно также, как и брахманы, для своих картин используют яркие краски.

Митхильская живопись создается с помощью пальцев и веточек. В настоящее время, для создания картин, также используются спички и перья. Картины, обычно нарисованы, яркими красками, а контуры, краской, сделанной из рисовой пасты. Иногда на картинах бывают пустые, не разрисованные пространства. Если у рисунка есть граница, то значит, все пространство будет украшено цветочными и геометрическими узорами. Для рисования, используются натуральные краски, например, сажа и уголь, чтобы получить черный цвет, сок куркумы, чтобы получить желтый цвет, а сандаловое дерево – для красного цвета.

Продолжение в следующей статье.