Китайская живопись

Китайскую живопись принято обозначать термином Гохуа, что в буквальном смысле обозначает «живопись страны».

Благодаря новым археологическим находкам, дата появления китайской живописи, отодвигается все дальше, в глубь веков. Европейцам, китайская живопись, часто кажется необычной и загадочной, и это не удивительно, потому, что она очень заметно отличается от европейской живописи. Это различие, присутствует во всем – в материалах, технике исполнения, а также в инструментах.

Китайская живопись символична, ее невозможно рассматривать как картины европейских мастеров, ее надо читать и понимать. В Китае, все каллиграфы художники, а все художники – каллиграфы, поэтому, живопись и каллиграфия, в этой стране очень близки. И в художестве, и в каллиграфии, используют одинаковый линейный способ письма и одинаковые инструменты: мягкую пористую бумагу, кисть, тушь и растительные краски типа акварели.

Китайская живопись от европейской живописи отличается тем, что здесь не используют объемы и формы в привычном для нас понимание, тень, пропорции и цвет – здесь не такие выразительные. Рисунки, в традиционной китайской живописи, создаются с помощью линейного рисунка. Китайские мастера, все картины пишут без предварительных эскизов, это еже одно, важное отличие, от европейских мастеров.

В китайкой живописи отсутствует натюрморт, в привычном для нас понимание. Китайские художники считают, что в картине должна быть изображена динамика жизни и времени. Например, если на картине изображены камни, то рядом с ними, всегда изображено что – то живое, например, растение.

Китайские художники, используют кисти разных размеров – это могут быть очень тоненькие или же очень толстые кисти. Штрихи, тоже могут быть очень разными – легкими и мощными. Китайская живопись лаконична, и выразительна, композиции – ясные, контуры – ритмичные, исполнение – плоскостное, без светотеней. Мастера, на свои картины не ставят личную подпись, а помечают ее печатью мастера. Это, еще одна, особенность китайских художников.

Картины китайских художников, очень часто содержат в себе глубокую философскую концепцию. Художник и теоретик живописи пятого века Се Хе в своем трактате писал, что художник, прежде всего должен передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.

Китайская живопись – это пейзажи, в первую очередь, горы и водоемы, затем – цветы и птицы, портреты и анималистический жанр.

Китайские мастера, действительно, стараются передать сущность предметов, им чужд натурализм и внешнее сходство. Их главной целью является передать настроение и переживание, которое возникает от общения с природой. Они призывают слиться с природой, а также постигнуть ее тайны.

Традиционная китайская живопись делится на два стиля – гунби и се-и (imprumuturi nebancare).

Технику гунби, можно назвать техникой «прилежной и тонкой кисти». Эта техника предполагает реалистичность и высокую детализацию, а также прописывание мелких деталей.

В этом стиле работали все мастера, которые расписывали интерьеры дворцовых покоев. Другими словами, говоря, все художники, работавшие на службе у императора, должны были владеть этим стилем.

В стиле гунби все предметы изображают детально, соблюдают контуры, контраст усиливают путем послойного наложения цвета. Также, этот стиль предполагает изысканное изображение предметов.

Продолжение в следующей статье.